Реализация проекта |
На основании приказов АНО ДПО «Национального исследовательского института дошкольного образования «Воспитатели России» от 16.08.2022 г. № 79, от 22.06.2023 г. № 108 «О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня» МБДОУ Дс № 1 работает в режиме инновационной деятельности по теме «Проект социальной направленности «Культурный код России» - инструмент преемственности семейного и общественного воспитательного потенциала».
Аннотация к проекту "Культурный код России"pdf
Первый период работы: с 16.08.2022 г. по 22.06.2023 г.
Второй период работы: с 22.06.2023 г. по 31.12.2025 г.
МБДОУ Дс № 1 присвоен статус «Сетевой инновационной площадки АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» в соответствии с Положением об инновационной площадке федерального уровня.
Научный руководитель – Волосовец Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, профессор, заместитель директора Национального института качества образования, председатель экспертного Совета по воспитанию Комитета по образованию и науке Государственной Думы ФС РФ, руководитель комитета по профквалификациям в области дошкольного образования Совета по профессиональным квалификациям Российской Федерации, куратор дошкольного кластера Московского Международного салона образования.
Научный руководитель – Кудрявцева Елена Александровна, кандидат педагогических наук, заместитель председателя Невской Образовательной Ассамблеи, начальник отдела по инновационной деятельности и развитию социального партнерства ООО «Центра непрерывного образования и инноваций», заместитель директора по инновационной деятельности ГБОУ прогимназия № 675 Красносельского района города Санкт – Петербурга «Талант».
Цель и задачи. Создание и внедрение образовательно – просветительской программы для воспитывающих взрослых (педагогов и родителей) дошкольника в условиях дошкольной образовательной организации, построенной на использовании семейного воспитательного потенциала и ценностях, смыслах современного дошкольного образования России.
Направления экспериментальной работы:
- анализ и оценка существующих образовательных программ образования родителей в ДОО;
- организация научно-методического сопровождения деятельности педагогов дошкольного образования при разработке и апробации образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников;
- разработка, апробация и внедрение образовательных программ (образовательных модулей) для родителей дошкольников в дошкольной организации.
Направления работы в рамках проекта «Культурный код России» - инструмент преемственности семейного и общественного воспитательного потенциала»:
- обычаи, традиции, нормы и правила поведения;
- история и семья;
- искусство и семья;
- психология и семья;
- здоровье и семья;
- лето и семья (природа и семья).
Объект исследования: образование воспитывающих взрослых (педагогов и родителей) дошкольников.
Предмет исследования: психолого-педагогические, организационные, методические условия образования воспитывающих взрослых (педагогов и родителей) в современной дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования:
- взаимодействие между педагогами и родителями осознается как ценность и как совместная деятельность, в которой все субъекты проявляют открытость в отношениях, ответственность и активность, творчество;
- взаимодействие находится в поле внимания методической службы, которая при обнаружении профессиональных проблем педагогов, оказывает им необходимую поддержку;
- задачи инновационной деятельности будут поддерживаться методической службой, которая будет направлена на оказание помощи педагогам в процессе овладения ими технологиями, актуализирующими качественно новые отношения между детским садом и семьей.
Используемые методики:
- взаимодействия воспитывающих взрослых;
- образования взрослых;
- анализа;
- проектирования программ.
Предполагаемые результаты.
Инновационная деятельность имеет научную значимость для обоснования эффективности использования образовательно-просветительской программы для воспитывающих взрослых (педагогов и родителей) дошкольников в системе дошкольного образования, а также в формировании целостной воспитательной системы «семья – детский сад» на важном в нашем современном обществе воспитательном потенциале семьи, ее традициях.
Ожидаемые результаты, практическая значимость:
- разработана, экспериментально проверена и внедрена в практику работы педагогов ДОО образовательно- просветительская программа для родителей дошкольника;
- повысилось качество взаимодействия педагогов с родителями, коллегами, социальными партнерами, педагоги прошли обучение по программам «Управление развитием взаимодействий образовательного учреждения с семьей» и «Проектирование образовательной программы для родителей дошкольника в условиях ДОО»;
- разработаны методические и практические рекомендации по научно-методическому сопровождению педагогов;
- повысился уровень ответственности и компетентности педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями дошкольников;
- повысилось качество дошкольного образования, как результат включения родителей в процесс непрерывного образования.
Перспективный план инновационной деятельности.
1. Проведение комплексного анализа имеющегося опыта
взаимодействия ДОО с семьями (возможностей, опыта, условий для
образования родителей дошкольников).
2. Исследование воспитательного потенциала семьи (родители создают
образовательные ролики).
3. Разработка программ профессионального развития и повышение
педагогической компетенции кадров в сфере образования родителей,
обучение участников инновационной деятельности.
4. Разработка процедур оценивания качества образования родителей в
ДОО.
5. Разработка методических и практических рекомендаций по созданию
и реализации программы образования родителей в ДОО для
муниципальных и государственных дошкольных образовательных
организаций.
6. Анализ результатов инновационной деятельности и внедрение в
практику ДОО новых форм и технологий поддержки семейного
воспитания в лучших духовно-нравственных традициях России.
За период своей деятельности в качестве федеральной сетевой инновационной площадки были проведены различные мероприятия с родителями, апробированы новые формы работы с семьями воспитанников:
- флешмоб «#Нескучный вечер»;
- челлендж «Родительские байки»;
- флешмоб «Семейная сказка»;
- видео-байки «Семейные истории о чудесном празднике Зимы»;
- челлендж «Психология и семья»;
- конкурс видеороликов «Формирование культуры здоровья в семье»;
- видеопроект «Мой край родной»;
- онлайн-проект «Семейный архив»;
- сетевой проект «Дом, в котором я живу»;
- проект экологической направленности «Любимый сердцу уголок»;
- смотр-конкурс «Семейная творческая мастерская»;
- акция «Мой прадедушка –герой!»
- акция «Бумажный переполох»;
- акция «Волшебные крышечки»;
- рецепты семейного воспитания «Воспитание гражданственности и патриотизма»;
- маршруты выходного дня от родителей и педагогов «Удивительное рядом»;
- семейный дилижанс «Мастера и мастерицы моей семьи, моего края»;
- виртуальный вернисаж «Семья в картинках»;
- размышления взрослых «Что такое моя семья...» и многое другое.
Цель: обогатить опыт родительского и общественного воспитания и обучения детей с использованием интерактивных технологий очного и дистанционного образования, основанный на традициях и опыте поколений.
Опыт работы дошкольного учреждения неоднократно транслировался
на мероприятиях различного уровня: городских, региональных семинарах-практикумах, Всероссийских и Международных образовательных форумах в
г. Волгограде и Санкт-Петербурге, на открытых студиях, мастер-классах.
Проект «Культурный код России- инструмент преемственности семейного и общественного воспитательного потенциала» позволяет педагогам, родителям и детям работать вместе над коллективным проектом, делиться своими идеями, обмениваться опытом, и таким образом, создать общий ресурс - «Педагогическую копилку для воспитывающих взрослых».
|