Главная | Регистрация | Вход | RSS |
|
|
ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ФГБНУ"Институт изучения детства, семьи воспитания Российской академии образования"ТЕМА: "Научно - методическое сопровождение деятельности педагогов дошкольного образования при разработке и апробации образовательно - просветительской программы для родителей дошкольников"
ПРОГРАММА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ Направление деятельности
инновационной площадки: Инновационная
деятельность, направленная на поддержку и развитие системы непрерывного образования
родителей. Разработка
и внедрение программы образования родителей в дошкольной образовательной
организации (далее – ДОО) в соответствии с требованиями, заданными федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее –
ФГОС ДО) и ориентированной на развитие общекультурных и педагогических компетенций
родителей. Разработка
программ повышения квалификации педагогов в рамках освоения компетенций по
проектированию и апробации программ образования родителей в условиях дошкольной
образовательной организации. Разработка
методических и практических рекомендаций для руководителей и сотрудников
дошкольных образовательных организаций по образованию и просвещению родителей
дошкольников. Научные руководители,
кураторы инновационной площадки: Директор
ФГБНУ «ИИДСВ РАО» к.п.н. Татьяна Владимировна Волосовец Генеральный
директор ООО «ЦНОИ» Владимир Викторович Завражин Старший
воспитатель МКДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 12
"Сказка" г. Фролово Волгоградской области к.п.н. Наталья Викторовна Додокина Заведующий
отделением дополнительного профессионального образования ООО «ЦНОИ» к.п.н. Елена Александровна Кудрявцева, контактный
телефон: 89817789235 Актуальность проблемы Актуальность
проблемы по научно-методическому сопровождению деятельности педагогов
дошкольного образования при разработке и апробации
образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников обусловлена
необходимостью решения задач развития дошкольного образования, поставленных
ФГОС ДО, стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р), национальным проектом «Образование».
Актуальность проблемы также
обусловлена: возрастающими
требованиями государства и общества к уровню общекультурной и педагогической
компетентности родителей и недостаточными ресурсами дошкольных образовательных
организаций в развитии компетентности средствами образования и просвещения
родителей; возрастающими
требованиями государства и общества к уровню развития компетенций педагогов и
специалистов ДОО (способность взаимодействовать с родителями, коллегами,
социальными партнерами; способность разрабатывать и реализовывать
образовательно-просветительские программы для родителей) и уровню актуального
опыта сотрудничества с современными родителями; необходимостью
распространения современных идей гуманизации детско-родительских отношений,
непрерывности образования родителей, опережающего развития общекультурных и педагогических
компетенций родителей; необходимостью
разработки технологии научно-методического сопровождения инновационной
деятельности педагогических коллективов, в контексте разработки и реализации
образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников; высокой
потребностью включения родителей в планирование образовательного процесса в ДОО; недостаточным
количеством образовательно-просветительских программ для родителей с детьми
раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста; необходимостью
реализации ФГОС ДО, вследствие которого педагогам ДОО необходимо перейти от
«работы с родителями» к «взаимодействию с семьей», приобрести компетенции по образованию
и просвещению родителей; необходимостью
обеспечения непрерывности и преемственности процесса развития и воспитания
личности ребенка на единых ценностях, смыслах, содержании и организационных
приемах в семье и ДОО. Новизна деятельности заключается
в: развитии идей сотрудничества
ДОО с семьей: от воздействия к поддерживающему, развивающему взаимодействию; развитии у педагогов ДОО
компетенций, способствующих образованию взрослых (родителей дошкольников) в
условиях дошкольной образовательной организации; создании
в системе повышения квалификации работников образовательных организаций
дошкольного уровня УМК: «Управление развитием взаимодействий образовательного
учреждения с семьей»; «Проектирование образовательной программы для родителей
дошкольника в условиях дошкольной образовательной организации»; раскрытии
содержания и структуры образовательно-просветительской программы для родителей
дошкольников, определении педагогических условий эффективной организации
образования родителей в ДОО; разработке,
апробации и последующим внедрением в практику ДОО образовательно-просветительской
программы для родителей дошкольников; разработке,
апробации и последующим внедрением в практику ДОО новых форм и технологий
поддержки семейного воспитания в лучших духовно-нравственных традициях. Объект инновационной
деятельности Образование родителей
дошкольников в дошкольной образовательной организации. Предмет инновационной
деятельности Психолого-педагогические,
организационные, методические условия образования родителей в современной
дошкольной образовательной организации.
Цель инновационной
деятельности Создание и внедрение
образовательно-просветительской программы для родителей дошкольника в условиях
дошкольной образовательной организации.
Предпосылки Реализация
совместного проекта по организации инновационных площадок на базе ДОО (сетевое
взаимодействие) позволит: разработать
и планомерно внедрить научно и технологически выверенную программу образования
родителей дошкольника в практику дошкольных образовательных организаций; позволит
содействовать развитию системы непрерывного образования родителей дошкольников;
разработать новые интерактивные формы образования родителей (в т.ч.
дистанционные); создать
диагностический инструментарий определения эффективности сетевого
взаимодействия в создании и реализации программы образования родителей в ДОО; разработать
новые педагогические формы и технологии взаимодействия образовательной
организации и семьи, позволяющих успешно выстраивать процессы взаимопознания,
взаимоинформирования, просвещения и образования, взаимного действия; организовать
и провести научные и практические семинары, мастер-классы, научные конференции
на базе ФГБНУ «ИИДСВ РАО» и ООО «ЦНОИ»; разработать
систему научно-методического сопровождения и поддержки процесса развития
взаимодействия детского сада и семьи в воспитании дошкольников,
разворачивающегося в культурно-образовательных пространствах организаций –
сетевых партнеров; оформить
результаты работы сотрудников и педагогов ДОО в виде статей, методических, а
также учебно-методических пособий, сборников научно-методических материалов.
Концепция инновационной
деятельности Последнее
десятилетие в среде специалистов, изучающих семью, не прекращается разговор о
кризисе института семьи, семейного образа жизни, приобретающем мировые масштабы.
В создавшейся ситуации, по мнению ведущих ученых (И.В.Бестужев-Лада,
И.В.Добряков, Г.Г.Лидерс, И.А.Хоменко, Г.Г.Филиппова, В.К.Шабельников и др.)
представляется важным осознать, что происходит с семьей и оказать необходимую
психолого-педагогическую поддержку в созидании нового стиля ее жизни, не
исключающего, а утверждающего развитие воспитательной функции семьи. Назрела
общественная потребность в целенаправленном, непрерывном образовании родителей
с целью развития общекультурной и педагогической компетентности матери, отца, а
также развития у них способности к полноправному сотрудничеству с педагогами дошкольных
образовательных организаций. Идея
непрерывного образования родителей продиктована реальными особенностями жизни
человека в современной семье. Семья живет в быстро меняющемся мире, в силу чего
и дети, и родители должны жить, непрерывно повышая свое образование, чтобы не
потерять ориентиры в современных условиях жизни, не разучиться слушать и
слышать друг друга. Родитель
нуждается в знаниях и развитии способностей устанавливать связь между знаниями
и конкретной ситуаций, позволяющей достигать понимания ребенка. Ребенок
нуждается в образованных родителях. Воспитывающие взрослые
стихийно, на уровне здравого смысла, реагируют на происходящие перемены, что не
всегда оказывается достаточным. Прежний опыт не помогает решать проблемы, а
социально-педагогическим анализом жизненных ситуаций родители не владеют. Идея
недостаточности традиционных форм передачи опыта семейного воспитания от
поколения к поколению и необходимости целенаправленного образования родителей с
целью повышения их функциональной
грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с
педагогами образовательных учреждений
осознается сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами. Подготовка
родителей к воспитанию детей названа ЮНЕСКО важнейшим направлением деятельности
по оздоровлению семьи и полноценному развитию детей, способных в будущем
обеспечить согласованный прогресс личности и общества. Необходимо
«инвестировать в образование родителей», особенно матерей, которые являются
самыми первыми воспитателями своих детей, - убежден Ф.Майор, генеральный директор
ЮНЕСКО. Образование
родителей должно строиться на принципе личностной центрированности, а не на
императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей (по опр. Л.Г. Петряевской 1999),
поскольку родители воспитанников – взрослые люди с развитым самосознанием,
отражающим личностное мировосприятие, переживания, уровень удовлетворенности
своим положением и жизнью в целом, идеалы, планы, стремления. Родители,
как обучающиеся бесспорно отличаются от детей, с которыми привыкли
взаимодействовать специалисты детского сада. Во-первых,
они избирательны в обучении. Взрослый человек сам организует свою жизнь, сам
принимает решения, обучение в «школе для родителей», «родительском
университете» выступает для него как самообразовательная деятельность, в
которую он включается по собственному решению. Во-вторых,
на обучаемость взрослого влияет возраст, с увеличением которого возрастает и
количество времени, необходимое на усвоение и воспроизведение учебного
материала. В-третьих, на характер и темп обучаемости взрослого влияет опыт - как учебной деятельности, так и жизненный, профессиональный опыт. В-четвертых, взрослые проявляют робость, неуверенность, осторожность при необходимости дать быстрый ответ (т.е. повышенную чувствительность). И в-пятых,
при восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися
знаниями и потребностями своей практической деятельности, при этом происходит
анализ нового - насколько оно нужно и полезно. Они отличаются большей критичностью
и самостоятельностью, особенно в знакомых им сферах знаний. В связи с обозначенными особенностями, родителям
необходимо предоставлять право выбора форм и содержания взаимодействия с
субъектами, обеспечивающими их образование (социальным педагогом, психологом,
группой родителей и пр.); право на участие в планировании и формировании
содержания образовательных программ. Программы образования родителей должны
разрабатываться, а в последующем реализовываться исходя из следующих принципов: целенаправленности
– ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей; адресности
– учета специфичности образовательных потребностей родителей; доступности
– учета возможностей родителей воспитанников освоить предусмотренный программой
учебный материал; индивидуализации –
модификации содержания, методов обучения и темпов освоения курса в зависимости от
реального уровня знаний и умений родителей, его осваивающих; участия заинтересованных сторон:
педагогов и родителей в инициировании, обсуждении и принятии решений,
касающихся содержания образовательных программ и его корректировки. В начале инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации должна быть создана «проектная группа», в которую должны войти: руководитель организации, другие представители руководства организации, методисты, старшие воспитатели представители педагогического коллектива ДОО, представители семей воспитанников организации. Также желательно включить в проектную группу представителей муниципальных органов образования, представителей сетевого окружения ДОО. Координацию инновационной деятельности осуществляет ответственный исполнитель инновационной площадки. Деятельность инновационной площадки предполагает три этапа: подготовительный
(аналитический этап) – сентябрь 2019 г. – август 2020 г.; основной
(этап реализации) – сентябрь 2020 г. – август 2021 г.; заключительный
(этап опытного внедрения результатов основного этапа, подведение итогов и
разработка рекомендаций) – 2021/2022 учебный год. Основные задачи инновационной деятельности: Изучение
основных принципов, целей и задач образования взрослых в ДОО; Создание
команды изменений, выбор или создание групп в ДОО для участия в инновационной
деятельности; Проведение
комплексного анализа имеющегося опыта взаимодействия ДОО и семьи, ресурсов и
условий для образования родителей дошкольников; Анализ
и оценка существующих образовательных программ образования родителей в ДОО; Разработка
программ профессионального развития и повышения педагогической компетенции
кадров в сфере образования родителей на основе совместной исследовательской и
инновационной деятельности ФГБНУ «ИИДСВ РАО» и ООО «ЦНОИ» и обучение участников
инновационной деятельности в целях освоения ими возможностей работы с
методическим комплексом по разработке и апробации
образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников. Организация
научно-методического сопровождения деятельности педагогов дошкольного
образования при разработке и апробации образовательно-просветительской
программы для родителей дошкольников; Разработка,
апробация и внедрение образовательных программ (образовательных модулей) для
родителей дошкольников в дошкольной организации; Разработка
процедур оценивания качества образования родителей в ДОО; Разработка
методических и практических рекомендаций по созданию и реализации программы
образования родителей в ДОО для муниципальных и государственных дошкольных
образовательных организаций. Анализ
результатов инновационной деятельности и внедрение в практику ДОО новых форм и технологий
поддержки семейного воспитания в лучших духовно-нравственных традициях. План работы МБДОУ Дс № 1 в рамках федеральной инновационной площадки /ОТКРЫТЬ/.pdf
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ"МИРЫ ДЕТСТВА: КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ"2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ /ОТКРЫТЬ/.pptx 3. ДОРОЖНАЯ КАРТА /ОТКРЫТЬ/.pdf 4. Отчет МБДОУ Дс № 1 в рамках работы Федеральной площадки по
реализации программы «Миры детства: конструирование возможностей» /ОТЧЕТ/.pdf 5. Консультация для педагогов "Отличия экспериментальной программы «Миры Детства: конструирование возможностей» от множества других" /ОТКРЫТЬ/.pdf 6. Буклет для родителей "ФГОС дошкольного образования" /ОТКРЫТЬ/pdf «Эффективное взаимодействие детского сада с семьей в рамках реализации программы «Миры детства». Новое время ставит новые задачи и программа «Миры детства: конструирование возможностей » под редакцией Доронова Т.Н. представляет основные принципы организации, обучения и деятельности детей в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО. Она впервые отражает авторскую концепцию образования дошкольника как неповторимой личности и индивидуальности. В 2018 году педагогический коллектив детского сада№1 в качестве эксперимента начинает работать по Программе «Миры детства: конструирование возможностей ». Программа продолжает традицию сотрудничества с родителями в решении образовательных задач на качественно новом уровне. В наше быстро меняющееся время взрослому иногда сложно угнаться за новыми методиками, а подрастающее поколение, очень подвижное и интеллектуальное. И порой родителям в домашних условиях трудно подобрать развивающее содержание, и определить, чем и как надо заниматься с ребенком, чтобы он получил своевременное развитие. К сожалению, для маленьких детей не подходят школьные методы обучения, и для того, чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей от 3 лет, было разработано оригинальное дидактическое пособие - «Детский календарь», главными авторами и создателями которого являются Доронова Т. Н. и Доронов С. Г. Жанр календаря для развивающего пособия был выбран неслучайно. В первую очередь, это связано с тем, что принцип действия календаря, который предполагает ежедневные действия с ним, наиболее подходит для маленького ребенка, который охотно будет выполнять простейшие действия, связанные с отрыванием страницы. На каждой странице календаря родителям даются рекомендации о том, как выполнить с ребенком задание. При этом для этого не надо искать сопутствующие материалы – они находятся на данной странице. Предлагаемое в календаре содержание для развития ребенка имеет научное обоснование и обладает значительным развивающим потенциалом. Родителям не надо заботиться о форме преподнесения материала детям. Все обращения к детям заранее продуманны учеными и представлены в тексте календаря. Взрослые только читают текст адресованный ребенку и действуют в соответствии с рекомендациями, которые даны для взрослых. Итак, как же все происходило на практике? Вначале мы ознакомились с содержанием Программы «Миры детства: конструирование возможностей ». Затем прошли обучение на курсах повышения квалификации «Проектирование социальной ситуации развития детей 3-7 лет в комплексной образовательной программе дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей » в городе Москва, на которых, сами авторы, Доронова Т.Н. и Доронов С. Г. рассказали об особенностях Программы и дали подробные рекомендации работы по ней. До начала использования «Детского календаря» в семье мы сначала знакомились с его содержанием. Изучали рекомендации по примерному планированию воспитательно–образовательной работы с детьми в соответствии с материалами календаря, составили перспективный план. По своему усмотрению (полностью или частично) включали предлагаемые материалы в календарное планирование. Для того, чтобы вовлечь родителей в совместную воспитательно - образовательную работу, была организована презентация «Детского календаря», где рассказали родителям, какой развивающий эффект будет иметь деятельность для ребёнка. Мы ежедневно демонстрировали родителям, что педагоги очень заинтересованы в их занятиях с ребенком дома на основе «Детского календаря», потому что эти задания позволяют повысить качества решения образовательных задач в детском саду, что положительно влияет на развитие их малыша. Собирали родителей за круглым столом, рассматривали и обсуждали Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Информируя родителей о том, что дошкольное образование стало первой ступенькой начального образования, где должна быть неразрывна связь меду родителем и детским садом для развития, воспитания и образования ребенка, как полноценной личности, где родитель становится активным участником образовательного процесса. Мы объясняли родителям, что без их участия воспитателям будет сложно обеспечить высокий уровень качества дошкольного образования и подготовки детей к школе. Мы собирали родителей и приглашали для разъяснительной беседы методиста детского сада и специалистов психолога и логопеда, которые всегда будут готовы поддержать воспитанника и помочь ему. Так началось наше сотрудничество с родителями по «Детскому календарю». В процессе постоянных бесед с родителями мы поставили и решили ряд задач, которые заключались в следующем: - установить педагогами группы доверительные отношения с родителями; -разъяснить значение их участия в работе по развитию ребенка; - убедить родителей в необходимости проведения систематической работы с ребенком по «Детскому календарю», несмотря на возникающие трудности; - разработать систему публичной и индивидуальной оценки и поощрения совместной деятельности родителей и детей с демонстрацией достижений воспитанников. Но начало работы и сотрудничества с родителями по «Детскому календарю» было с небольшими трудностями. Некоторые родители жаловались на то, что им просто не хватает времени, так как они «с утра до ночи» находятся на работе. Мы помогали им в таких случаях найти компромисс. Так, например, советовали выполнять задания по «Детскому календарю» в выходной день или подключать к этому бабушку. Часто подсказывали родителям, как можно смотивировать ребенка, если он капризничал и отказывался заниматься. В начале совместной работы у многих родителей было много вопросов, что нужно сделать, чтобы ребенок захотел позаниматься, как его завлечь? Мы приходили на помощь родителям и беседовали с детьми. Мы говорили, например: «Завтра мы окажемся в лесу, где живут разные животные. Мы будем их расселять в дома. Ты с мамой вырежи и принеси тех животных, которые бы ты хотел поселить в нашем лесу». Эффективными приемами вовлечения детей в совместную деятельность на начальном этапе можно считать просьбу, или поручение воспитателя, адресованное ребенку, заинтересованное активное участие самих родителей. Хотелось отметить, что изменилось и общение родителей со своими детьми – большинство родителей стали давать ребенку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу. Капризов и ссор в присутствии родителей стало меньше. Проработав по «Детскому календарю» первый учебный год, мы попросили родителей подготовить рассказы и фотоматериалы, о том, как проходят занятия у них дома, как они организовали место для занятий с детьми и где хранится накопленный по календарю материал. Родители нашей группы с удовольствием откликнулись и провели презентацию и фотоотчёты по работе с «Детским календарём» дома. Так начиналась наша работа по "Детскому календарю". Родители наших малышей с удовольствием дома день за днем осваивают интересные задания, а мы в детском саду «подхватываем» выполненную работу и обыгрываем в совместной деятельности с детьми. В каждом календаре есть много страниц, где предлагается вырезать и склеить (не без помощи родителя) фигурки животных и птиц: лисы, медведя, волка, зайца и многих других. Утром ребенок с радостью и гордостью приходил в группу, показывал свое творение и рассказывал воспитателю и друзьям, как он трудился, и кто ему помогал. Тут же происходило обыгрывание детьми и нами того или иного персонажа, добавлялись изготовленные совместно с детьми декорации. Так были созданы в группе макеты «Подворье», «Лес», «Птичья столовая», «Зоопарк», «Африка», которые уже использовались детьми для игр самостоятельно. Также было изготовлено много коллективных работ, например панно: «Лес весной», «Поможем елочке», «Наш общий дом», «Улицы нашего города», используя уже изготовленные поделки детьми и родителями дома. Эти работы развивают познавательный интерес и речевую активность у детей. Особенно нас порадовали книжки - малышки, которые собирались тоже из «Детского Календаря». К концу учебного года мы собрали целую мини-библиотечку. Большое внимание в планировании по календарю отводиться театрализованной деятельности. Дома дети с родителями изготавливали и читали книжку – малышку, а в детском саду мы читали сказку повторно, рассматривали иллюстрации к ней, изготовляли шапочки героев сказки и устраивали инсценировки к этой сказке. В дальнейшем в нашей группе стало традицией проводить «Вечер сказок», в проведение которого участие принимали и родители. Они с удовольствием рассказывали и читали детям сказки, показывали по сказкам кукольные театры, помогали готовить атрибуты к представлениям, совместно с детьми участвовали в драматизации. Традицией стали и встречи с «Интересными людьми» по темам «Детского календаря», на которых родители знакомили детей группы со своими профессиями, рассказывали о правилах безопасности, а некоторые семьи даже делились своими увлечениями, показывая мастер-классы. Но, пожалуй |
![]() ![]() |
Официальный сайт Детского сада №1 городского округа-город Камышин © 2023 |
![]() |