ДЕТСКИЙ САД № 1

Меню сайта
   ПУТЕВОДИТЕЛЬ 

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
структура и органы управления
ДОКУМЕНТЫ
- организация персональных данных 
- ОБРАЗОВАНИЕ
- аттестация
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
руководство.педагогический состав
материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- доступная среда
стипендии и иные виды материальной поддержки
- платные образовательные услуги
финансово-хозяйственная деятельность
- вакантные места для приема (перевода)

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Наш опрос
Нравится Вам наш сайт?
Всего ответов: 140


ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ФГБНУ

 "Институт изучения детства, семьи воспитания Российской академии образования"

ТЕМА: "Научно - методическое сопровождение деятельности педагогов дошкольного образования при разработке и апробации образовательно - просветительской программы для родителей дошкольников" 

ПРОГРАММА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

Направление деятельности инновационной площадки:

Инновационная деятельность, направленная на поддержку и развитие системы непрерывного образования родителей.

Разработка и внедрение программы образования родителей в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) в соответствии с требованиями, заданными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и ориентированной на развитие общекультурных и педагогических компетенций родителей.

Разработка программ повышения квалификации педагогов в рамках освоения компетенций по проектированию и апробации программ образования родителей в условиях дошкольной образовательной организации.

Разработка методических и практических рекомендаций для руководителей и сотрудников дошкольных образовательных организаций по образованию и просвещению родителей дошкольников.

Научные руководители, кураторы инновационной площадки:

Директор ФГБНУ «ИИДСВ РАО» к.п.н. Татьяна Владимировна Волосовец

Генеральный директор ООО «ЦНОИ» Владимир Викторович Завражин

Старший воспитатель МКДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 12 "Сказка" г. Фролово Волгоградской области к.п.н. Наталья Викторовна Додокина

Заведующий отделением дополнительного профессионального образования ООО «ЦНОИ» к.п.н.  Елена Александровна Кудрявцева, контактный телефон: 89817789235

Актуальность проблемы

Актуальность проблемы по научно-методическому сопровождению деятельности педагогов дошкольного образования при разработке и апробации образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников обусловлена необходимостью решения задач развития дошкольного образования, поставленных ФГОС ДО, стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р),  национальным проектом «Образование».

 

Актуальность проблемы также обусловлена:

возрастающими требованиями государства и общества к уровню общекультурной и педагогической компетентности родителей и недостаточными ресурсами дошкольных образовательных организаций в развитии компетентности средствами образования и просвещения родителей;

возрастающими требованиями государства и общества к уровню развития компетенций педагогов и специалистов ДОО (способность взаимодействовать с родителями, коллегами, социальными партнерами; способность разрабатывать и реализовывать образовательно-просветительские программы для родителей) и уровню актуального опыта сотрудничества с современными родителями;

необходимостью распространения современных идей гуманизации детско-родительских отношений, непрерывности образования родителей, опережающего развития общекультурных и педагогических компетенций родителей;

необходимостью разработки технологии научно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогических коллективов, в контексте разработки и реализации образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников;

высокой потребностью включения родителей в планирование образовательного процесса в ДОО;

недостаточным количеством образовательно-просветительских программ для родителей с детьми раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;

необходимостью реализации ФГОС ДО, вследствие которого педагогам ДОО необходимо перейти от «работы с родителями» к «взаимодействию с семьей», приобрести компетенции по образованию и просвещению родителей;

необходимостью обеспечения непрерывности и преемственности процесса развития и воспитания личности ребенка на единых ценностях, смыслах, содержании и организационных приемах в семье и ДОО.

Новизна деятельности заключается в:

развитии идей сотрудничества ДОО с семьей: от воздействия к поддерживающему, развивающему взаимодействию;

развитии у педагогов ДОО компетенций, способствующих образованию взрослых (родителей дошкольников) в условиях дошкольной образовательной организации;

создании в системе повышения квалификации работников образовательных организаций дошкольного уровня УМК: «Управление развитием взаимодействий образовательного учреждения с семьей»; «Проектирование образовательной программы для родителей дошкольника в условиях дошкольной образовательной организации»;

раскрытии содержания и структуры образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников, определении педагогических условий эффективной организации образования родителей в ДОО;

разработке, апробации и последующим внедрением в практику ДОО образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников;

разработке, апробации и последующим внедрением в практику ДОО новых форм и технологий поддержки семейного воспитания в лучших духовно-нравственных традициях.


Объект инновационной деятельности

Образование родителей дошкольников в дошкольной образовательной организации.


Предмет инновационной деятельности

Психолого-педагогические, организационные, методические условия образования родителей в современной дошкольной образовательной организации.

 

Цель инновационной деятельности

Создание и внедрение образовательно-просветительской программы для родителей дошкольника в условиях дошкольной образовательной организации.

 

Предпосылки

Реализация совместного проекта по организации инновационных площадок на базе ДОО (сетевое взаимодействие) позволит:

разработать и планомерно внедрить научно и технологически выверенную программу образования родителей дошкольника в практику дошкольных образовательных организаций;

позволит содействовать развитию системы непрерывного образования родителей дошкольников; разработать новые интерактивные формы образования родителей (в т.ч. дистанционные);

создать диагностический инструментарий определения эффективности сетевого взаимодействия в создании и реализации программы образования родителей в ДОО;

разработать новые педагогические формы и технологии взаимодействия образовательной организации и семьи, позволяющих успешно выстраивать процессы взаимопознания, взаимоинформирования, просвещения и образования, взаимного действия;

организовать и провести научные и практические семинары, мастер-классы, научные конференции на базе ФГБНУ «ИИДСВ РАО» и ООО «ЦНОИ»;

разработать систему научно-методического сопровождения и поддержки процесса развития взаимодействия детского сада и семьи в воспитании дошкольников, разворачивающегося в культурно-образовательных пространствах организаций – сетевых партнеров;

оформить результаты работы сотрудников и педагогов ДОО в виде статей, методических, а также учебно-методических пособий, сборников научно-методических материалов.

 

Концепция инновационной деятельности

Последнее десятилетие в среде специалистов, изучающих семью, не прекращается разговор о кризисе института семьи, семейного образа жизни, приобретающем мировые масштабы. В создавшейся ситуации, по мнению ведущих ученых (И.В.Бестужев-Лада, И.В.Добряков, Г.Г.Лидерс, И.А.Хоменко, Г.Г.Филиппова, В.К.Шабельников и др.) представляется важным осознать, что происходит с семьей и оказать необходимую психолого-педагогическую поддержку в созидании нового стиля ее жизни, не исключающего, а утверждающего развитие воспитательной функции семьи.

Назрела общественная потребность в целенаправленном, непрерывном образовании родителей с целью развития общекультурной и педагогической компетентности матери, отца, а также развития у них способности к полноправному сотрудничеству с педагогами дошкольных образовательных организаций.

Идея непрерывного образования родителей продиктована реальными особенностями жизни человека в современной семье. Семья живет в быстро меняющемся мире, в силу чего и дети, и родители должны жить, непрерывно повышая свое образование, чтобы не потерять ориентиры в современных условиях жизни, не разучиться слушать и слышать друг друга.

Родитель нуждается в знаниях и развитии способностей устанавливать связь между знаниями и конкретной ситуаций, позволяющей достигать понимания ребенка. Ребенок нуждается в образованных родителях.

Воспитывающие взрослые стихийно, на уровне здравого смысла, реагируют на происходящие перемены, что не всегда оказывается достаточным. Прежний опыт не помогает решать проблемы, а социально-педагогическим анализом жизненных ситуаций родители не владеют.

Идея недостаточности традиционных форм передачи опыта семейного воспитания от поколения к поколению и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной  грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами  образовательных учреждений осознается сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами. Подготовка родителей к воспитанию детей названа ЮНЕСКО важнейшим направлением деятельности по оздоровлению семьи и полноценному развитию детей, способных в будущем обеспечить согласованный прогресс личности и общества. Необходимо «инвестировать в образование родителей», особенно матерей, которые являются самыми первыми воспитателями своих детей, - убежден Ф.Майор, генеральный директор ЮНЕСКО.

Образование родителей должно строиться на принципе личностной центрированности, а не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать  детей (по опр. Л.Г. Петряевской 1999), поскольку родители воспитанников – взрослые люди с развитым самосознанием, отражающим личностное мировосприятие, переживания, уровень удовлетворенности своим положением и жизнью в целом, идеалы, планы, стремления.

Родители, как обучающиеся бесспорно отличаются от детей, с которыми привыкли взаимодействовать специалисты детского сада.

Во-первых, они избирательны в обучении. Взрослый человек сам организует свою жизнь, сам принимает решения, обучение в «школе для родителей», «родительском университете» выступает для него как самообразовательная деятельность, в которую он включается по собственному решению.

Во-вторых, на обучаемость взрослого влияет возраст, с увеличением которого возрастает и количество времени, необходимое на усвоение и воспроизведение учебного материала.

В-третьих, на характер и темп обучаемости взрослого влияет опыт - как учебной деятельности, так и жизненный, профессиональный опыт.

В-четвертых, взрослые проявляют робость, неуверенность, осторожность при необходимости дать быстрый ответ (т.е. повышенную чувствительность).

И в-пятых, при восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями своей практической деятельности, при этом происходит анализ нового - насколько оно нужно и полезно. Они отличаются большей критичностью и самостоятельностью, особенно в знакомых им сферах знаний.

В связи с обозначенными особенностями, родителям необходимо предоставлять право выбора форм и содержания взаимодействия с субъектами, обеспечивающими их образование (социальным педагогом, психологом, группой родителей и пр.); право на участие в планировании и формировании содержания образовательных программ. Программы образования родителей должны разрабатываться, а в последующем реализовываться исходя из следующих принципов:

целенаправленности – ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей;

адресности – учета специфичности образовательных потребностей родителей;

доступности – учета возможностей родителей воспитанников освоить предусмотренный программой учебный материал;

индивидуализации – модификации содержания, методов обучения и темпов освоения курса в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей, его осваивающих;

участия заинтересованных сторон: педагогов и родителей в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.

В начале инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации должна быть создана «проектная группа», в которую должны войти: руководитель организации, другие представители руководства организации, методисты, старшие воспитатели представители педагогического коллектива ДОО, представители семей воспитанников организации. Также желательно включить в проектную группу представителей муниципальных органов образования, представителей сетевого окружения ДОО. Координацию инновационной деятельности осуществляет ответственный исполнитель инновационной площадки.

Деятельность инновационной площадки предполагает три этапа:

подготовительный (аналитический этап) – сентябрь 2019 г. – август 2020 г.;

основной (этап реализации) – сентябрь 2020 г. – август 2021 г.;

заключительный (этап опытного внедрения результатов основного этапа, подведение итогов и разработка рекомендаций) – 2021/2022 учебный год.

 Основные задачи инновационной деятельности:

Изучение основных принципов, целей и задач образования взрослых в ДОО;

Создание команды изменений, выбор или создание групп в ДОО для участия в инновационной деятельности;

Проведение комплексного анализа имеющегося опыта взаимодействия ДОО и семьи, ресурсов и условий для образования родителей дошкольников;

Анализ и оценка существующих образовательных программ образования родителей в ДОО;

Разработка программ профессионального развития и повышения педагогической компетенции кадров в сфере образования родителей на основе совместной исследовательской и инновационной деятельности ФГБНУ «ИИДСВ РАО» и ООО «ЦНОИ» и обучение участников инновационной деятельности в целях освоения ими возможностей работы с методическим комплексом по разработке и апробации образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников.

Организация научно-методического сопровождения деятельности педагогов дошкольного образования при разработке и апробации образовательно-просветительской программы для родителей дошкольников;

Разработка, апробация и внедрение образовательных программ (образовательных модулей) для родителей дошкольников в дошкольной организации;

Разработка процедур оценивания качества образования родителей в ДОО;

Разработка методических и практических рекомендаций по созданию и реализации программы образования родителей в ДОО для муниципальных и государственных дошкольных образовательных организаций.

Анализ результатов инновационной деятельности и внедрение в практику ДОО новых форм и технологий поддержки семейного воспитания в лучших духовно-нравственных традициях.


План работы МБДОУ Дс № 1 в рамках федеральной инновационной площадки /ОТКРЫТЬ/.pdf

 


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 

"МИРЫ ДЕТСТВА: КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ"



2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ /ОТКРЫТЬ/.pptx

 3. ДОРОЖНАЯ КАРТА /ОТКРЫТЬ/.pdf
4. Отчет МБДОУ Дс № 1 в рамках работы Федеральной площадки по реализации программы
 «Миры детст­ва: конструирование возможностей»  /ОТЧЕТ/.pdf      

5. Консультация для педагогов "Отличия экспериментальной программы «Миры Детства: конструирование возможностей» от множества других"  /ОТКРЫТЬ/.pdf

6. Буклет для родителей "ФГОС дошкольного образования" /ОТКРЫТЬ/pdf

«Эффективное взаимодействие детского сада с семьей в рамках реализации программы 

«Миры детства».

 Новое время ставит новые задачи и программа «Миры детства: конструирование возможностей » под редакцией Доронова Т.Н.  представляет основные принципы организации, обучения и деятельности детей в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО. Она впервые отражает авторскую концепцию образования дошкольника как неповторимой личности и индивидуальности.  В 2018 году педагогический коллектив детского сада№1  в качестве эксперимента  начинает работать  по Программе «Миры детства: конструирование возможностей ». Программа продолжает традицию сотрудничества с родителями в решении образовательных задач на качественно новом уровне.

В наше быстро меняющееся время взрослому иногда сложно угнаться за новыми методиками, а  подрастающее поколение, очень подвижное и интеллектуальное. И порой родителям в домашних условиях трудно подобрать развивающее содержание, и определить, чем и как  надо  заниматься с ребенком, чтобы он получил своевременное развитие. К сожалению, для  маленьких детей не подходят школьные методы обучения, и  для того, чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей от 3 лет,  было разработано  оригинальное дидактическое пособие -  «Детский календарь», главными авторами и создателями которого являются Доронова Т. Н. и Доронов С. Г. 

Жанр календаря для развивающего пособия был выбран неслучайно. В первую очередь, это связано с тем, что принцип действия календаря, который предполагает ежедневные действия с ним, наиболее подходит для маленького ребенка, который охотно будет выполнять простейшие действия, связанные с отрыванием страницы. На каждой странице календаря родителям даются рекомендации о том, как выполнить с ребенком задание. При этом для этого не надо искать сопутствующие материалы – они находятся на данной странице. Предлагаемое в календаре содержание для развития ребенка имеет научное обоснование и обладает значительным развивающим потенциалом.

Родителям не надо заботиться о форме преподнесения материала детям. Все обращения к детям заранее продуманны учеными и представлены в тексте календаря. Взрослые только читают текст адресованный ребенку и действуют в соответствии с рекомендациями, которые даны для взрослых.

Итак, как же все происходило на практике?

Вначале мы ознакомились с содержанием Программы «Миры детства: конструирование возможностей ». Затем прошли обучение на курсах повышения квалификации «Проектирование социальной ситуации развития детей 3-7 лет в комплексной образовательной программе дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей » в городе Москва, на которых, сами авторы, Доронова Т.Н. и Доронов С. Г. рассказали об особенностях Программы и дали подробные рекомендации работы по ней.

До начала использования «Детского календаря» в семье мы сначала знакомились с его содержанием. Изучали рекомендации по примерному планированию воспитательно–образовательной работы с детьми в соответствии с материалами календаря, составили перспективный план. По своему усмотрению (полностью или частично) включали предлагаемые материалы в календарное планирование.

Для того, чтобы вовлечь родителей в совместную воспитательно - образовательную работу, была организована презентация «Детского календаря», где рассказали родителям, какой развивающий эффект будет иметь деятельность для ребёнка.

Мы ежедневно демонстрировали родителям, что педагоги очень заинтересованы в их занятиях с ребенком дома на основе «Детского календаря», потому что эти задания позволяют повысить качества решения образовательных задач в детском саду, что положительно влияет на развитие их малыша. Собирали родителей за круглым столом, рассматривали и обсуждали Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Информируя родителей о том, что дошкольное образование стало первой ступенькой начального образования, где должна быть неразрывна связь меду родителем и детским садом для развития, воспитания и образования ребенка, как полноценной личности, где родитель становится активным участником образовательного процесса. Мы объясняли родителям, что без их участия воспитателям будет сложно обеспечить высокий уровень качества дошкольного образования и подготовки детей к школе. Мы собирали родителей и приглашали для разъяснительной беседы методиста детского сада и специалистов психолога и логопеда, которые всегда будут готовы поддержать воспитанника и помочь ему.

Так началось наше сотрудничество с родителями по «Детскому календарю». В процессе постоянных бесед с родителями мы поставили и решили ряд задач, которые заключались в следующем:

- установить педагогами группы доверительные отношения с родителями;

-разъяснить значение их участия в работе по развитию ребенка;

- убедить родителей в необходимости проведения систематической работы с ребенком по «Детскому календарю», несмотря на возникающие трудности;

- разработать систему публичной и индивидуальной оценки и поощрения совместной деятельности родителей и детей с демонстрацией достижений воспитанников.

Но начало работы и сотрудничества с родителями по «Детскому календарю» было с небольшими трудностями. Некоторые родители жаловались на то, что им просто не хватает времени, так как они «с утра до ночи» находятся на работе. Мы помогали им в таких случаях найти компромисс. Так, например, советовали выполнять задания по «Детскому календарю» в выходной день или подключать к этому бабушку. Часто подсказывали родителям, как можно смотивировать ребенка, если он капризничал и отказывался заниматься. В начале совместной работы у многих родителей было много вопросов, что нужно сделать, чтобы ребенок захотел позаниматься, как его завлечь? Мы приходили на помощь родителям и беседовали с детьми. Мы говорили, например: «Завтра мы окажемся в лесу, где живут разные животные. Мы будем их расселять в дома. Ты с мамой вырежи и принеси тех животных, которые бы ты хотел поселить в нашем лесу». Эффективными приемами вовлечения детей в совместную деятельность на начальном этапе можно считать просьбу, или поручение воспитателя, адресованное ребенку, заинтересованное активное участие самих родителей.

Хотелось отметить, что изменилось и общение родителей со своими детьми – большинство родителей стали давать ребенку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу. Капризов и ссор в присутствии родителей стало меньше.

Проработав по «Детскому календарю» первый учебный год,  мы попросили родителей подготовить рассказы и фотоматериалы, о том, как проходят занятия у них дома, как они организовали место для занятий с детьми и где хранится накопленный по календарю материал. Родители нашей группы с удовольствием откликнулись и провели презентацию и фотоотчёты по работе с «Детским календарём» дома.

Так начиналась наша работа по "Детскому календарю". Родители наших малышей с удовольствием дома день за днем осваивают интересные задания, а мы в детском саду «подхватываем» выполненную работу и обыгрываем в совместной деятельности с детьми.

В каждом календаре есть много страниц, где предлагается вырезать и склеить (не без помощи родителя) фигурки животных и птиц: лисы, медведя, волка, зайца и многих других. Утром ребенок с радостью и гордостью приходил в группу, показывал свое творение и рассказывал воспитателю и друзьям, как он трудился, и кто ему помогал. Тут же происходило обыгрывание детьми и нами того или иного персонажа, добавлялись изготовленные совместно с детьми декорации. Так были созданы в группе макеты «Подворье», «Лес», «Птичья столовая», «Зоопарк», «Африка», которые уже использовались детьми для игр самостоятельно.

Также было изготовлено много коллективных работ, например панно: «Лес весной», «Поможем елочке», «Наш общий дом», «Улицы нашего города», используя уже изготовленные поделки детьми и родителями дома. Эти работы развивают познавательный интерес и речевую активность у детей.

Особенно нас порадовали книжки - малышки, которые собирались тоже из «Детского Календаря». К концу учебного года мы собрали целую мини-библиотечку.

Большое внимание в планировании по календарю отводиться театрализованной деятельности. Дома дети с родителями изготавливали и читали книжку – малышку, а в детском саду мы читали сказку повторно, рассматривали иллюстрации к ней, изготовляли шапочки героев сказки и устраивали инсценировки к этой сказке. В дальнейшем в нашей группе стало традицией проводить «Вечер сказок», в проведение которого участие принимали и родители. Они с удовольствием рассказывали и читали детям сказки, показывали по сказкам кукольные театры, помогали готовить атрибуты к представлениям, совместно с детьми участвовали в драматизации.

Традицией стали и встречи с «Интересными людьми» по темам «Детского календаря», на которых родители знакомили детей группы со своими профессиями, рассказывали о правилах безопасности, а некоторые семьи даже делились своими увлечениями, показывая мастер-классы. Но, пожалуй

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Поиск
 НОВОСТИ
Календарь
«  Июнь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930


Официальный сайт Детского сада №1 городского округа-город Камышин © 2022